Духовная сила слова: основа единства народа

5 декабря 2008 г. в Москве в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялась Соборная встреча Всемирного Русского Народного Собора на тему: «Духовная сила слова: основа единства народа».

Разные чувства владеют мной сейчас, когда я пишу об этой – уже исторической – Соборной встрече Всемирного Русского Народного Собора, на которой суждено было нам услышать скорбное известие о кончине Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это и ощущение сопричастности к высоким духовным основам жизни современной России. Это и чувство некоего рубежа, отмеченного невосполнимой утратой...

Сам Всемирный Русский Народный Собор, являющийся ныне крупнейшим общественным форумом, был создан по благословению Патриарха. Он объединил усилия Русской Православной Церкви и Союза писателей России по возрождению традиций русской духовности, стал играть важнейшую роль в формировании гражданского общества.

Нынешняя Соборная встреча Всемирного Русского Народного Собора был приурочена еще и к юбилейной дате – 50-летию Союза писателей России.

Поэтому и началась она с улыбок, рукопожатий.

Открыл Соборную встречу Председатель Союза писателей России – В.Н. Ганичев:

«Уважаемые архипастыри, пастыри, все участники соборной встречи, братья и сестры!

Сегодня мы проводим соборную встречу Всемирного Русского Народного Собора. Соборные встречи проходят в перерывах между ежегодными встречами Всемирного Русского Народного собора. Эти встречи ранее были посвящены разным проблемам: созданию русской народной школы, духовным и культурным ценностям русского народа, защите русского языка, безопасности Отечества.

Наша Соборная встреча сегодня посвящена важному и в каком-то смысле первоочередному вопросу: прекрати сейчас звучать русское слово, слово народов России – и наступит омертвление всего живого, человеческого не только у нас в стране, но и во всем мире. Ведь понять друг друга мы можем только с помощью языка и без него – обречены лишь чувствовать друг друга, ощущать окружающую нас среду, а этого человеку мало. Он должен с помощью языка понимать. Но понять сегодня, когда, кажется, наука всё может объяснить, понять именно сегодня надо многое. Ну, хотя бы тот же мировой кризис, который, как говорят, появился внезапно, каким-то неожиданным образом, точно чудище обло озорно огромно стозевно и лаяй. Да, действительно наш мир сегодня корчится в конвульсиях. И глобальный кризис вышел на поверхность в виде финансового, хотя надо понимать, что это, прежде всего, кризис нравственности! И он требует глубинного объяснения.

О Божественном предназначении Слова свидетельствовал еще апостол Иоанн – и мы знаем, что слова Иисуса Христа, его апостолов преобразили мир. Сила слова всем известна, но сила слова может быть разрушительной. Достаточно вспомнить грозные и регулярные восклицания сенатора Катона: «Карфаген должен быть разрушен», которые привели к уничтожению целой древней цивилизации. А злобные пропагандистские слова «империя зла», сказанные агрессивно настроенным к нам американским президентом, на которые обратили внимание многие мировые СМИ, немало поспособствовали разрушению Советского Союза.

Мы знаем, что лучшие умы нашего Отечества в дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах Родины искали силы в великом и могучем русском языке. Искали и нашли. Помните слова известного философа, критика и писателя Василия Розанова о том, что Россия не создала Александрийский маяк, Родосский колос и другие семь чудес света, но она создала великую классическую русскую литературу. Здесь слово доведено до высоты, до совершенства, до великой истины. А ведь уже в 19 веке существовали величайшие учения мысли, которые пытались преобразовать мир. Тут и французские энциклопедисты, и Гегель, и Маркс, и многие либеральные теоретические построения. Они вроде бы призывали к прогрессу, вызывали желание быстро пробиться к прогрессу. Однако вызывали при этом худшие человеческие эмоции и инстинкты. Конечно, преградой на этом разрушительном пути стояла православная вера. На её координатах творила и жила великая русская литература. Недаром Святейший Патриарх, приветствуя писателей России, пишущих на духовную и православно-историческую тему, несколько лет тому назад сказал, что некоторые литераторы несут на себе определенную долю вины за произошедшие в России в начале ХХ века трагические события.

Вспомним, что в те годы, когда закон Божий был в школах запрещен, да и сами книги священного писания ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литература сеяло семена веры в души людские. Эта литература ткала нить нравственного поведении наших людей. И в этом смысле атаки на «империю зла» были и есть атаки не столько на пространство, сколько и скорее всего на империю духа, которую создала русская классическая литература, вся наша многонациональная культура и наша вера. А отсюда устремление дробить великое пространства, разделяя его по этническим признакам, рассекать единое духовное пространство наших людей, созданное классиками, изгнать нашего современника из большого духовного поля, с высокой нравственной доминанты. И это более опасно, чем потеря территорий. Их можно возвратить. Отлучение же от собственной духовной традиции, от высокого духовного слова – это трагический и опасный вызов национальному бытию.

Все мы встревожены попыткой вытеснить отечественную литературу из школы, из предметов, отчитывающихся государственным экзаменом, под видом того, что литература не укладывается в прокрустово ложе пресловутого ЕГЭ. Вчера у нас в Союзе писателей России проходила секция, посвященная этому вопросу. Учителя, ученые, родители требовали возвратить нашей классической литературе достойное место в отечественном образовании.

Уважаемые участники Собора, хочу сказать о счастливом совпадении. В эти дни 50 лет назад был создан Союз писателей России. Ясно, что русская литература существует более тысячелетия, и писатели страны объединились в Союз значительно позже. Но вот Союз писателей России волею писателей фронтового поколения, всех старших поколений наших многонациональных писателей образовался именно 50 лет назад. И эта дата отнюдь не повод для проведения пышных банкетов, это возможность поговорить о состоянии литературных дел в стране, поблагодарить тех, кто создавал наш Союз, кто многие годы посвящал свое творчество нашему народу, кто работал в творческих организациях Союза не за страх, и не за серьезную зарплату, а за совесть.

Я думаю, что сегодня мы выслушаем добрые советы и серьезные пожелания нашему Союзу, что мы выскажем свое мнение и о попытках рейдерского захвата нашего дома на Комсомольском проспекте, принадлежащего писателям России с 1970 года.

У нас здесь не съезд, а Соборная встреча людей высокой культуры, которая проходит во время серьезных испытаний для России. И думаю, что сегодня здесь мы сможем прочертить место нашей литературы, место высокого духовного слова в жизни общества и место нашего Союза писателей.

В нашей Соборной встрече принимают участие ученые, писатели, священники, учителя, военные – те, кто ежедневно обращается к слову, служат ему и его утверждают.

Среди участников Соборной встречи – Владимир Крупин, Виктор Потанин, Валентин Распутин, Виктор Лихоносов, Исхак Машбаш, Борис Тарасов, Николай Бурляев, Егор Исаев, Артур Чилингаров, Виктор Савиных, Татьяна Петрова, украинский поэт Борис Олейник, профессор Шанхайского университета Джен Тиу, профессор из Финляндии Йохан Бекман...

Затем В.Н. Ганичев зачитал телеграмму Президента России Дмитрия Медведева, поздравившего Союза писателей России с 50-летием.

Ректор Московской Духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И зал, затаив дыхание, слушал, как мы затем узнаем, последнее послание миру главы Русской Русской Православной Церкви...

Валерий Николаевич Ганичев благодарит от лица собравшихся Главу Православной Церкви за высокую оценку и духовную поддержку Союза писателей России.

Были зачитаны бругие телеграммы и поздравления.

И слово опять берет В.Н. Ганичев:

- Уважаемые соборяне, коллеги, соратники!

В разговоре о слове мы не можем не говорить об одном из очагов, где заботятся о поддержании его духовной высоты, о державных смыслах, о нравственности.

Это, конечно, Союз писателей России, пятьдесят лет деятельности которого мы отмечаем сегодня. Не собираюсь делать ни обзор, ни отчёт — впереди, в первой половине будущего года, наш съезд.

Хотелось поделиться некоторыми размышлениями, сказать о некоторых уроках его существования и работы.

Во-первых, считаю, что история Союза писателей России — это история сбережения России. Это процесс собирания духовного ядра нации. Если тогда, в 50 – 60-е годы, это главы и окончание Шолоховской «Поднятой целины» «Они сражались за Родину», это главы о героизме, трагедии и жизненной силе нашего народа. Это «Владимирские просёлки» Владимира Солоухина, открывавшие мир не сусальной, а естественной красоты России и её людей. Это восторженные, полные искреннего восхищения Родиной стихи Расула Гамзатова. Ну а ныне может и меньше оптимизма, но не меньше исторической ответственности перед народом. Это предостерегающая от безнаказанности и показывающая вектор народного гнева «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина, признанная лучшей книгой иностранного автора в миллиардном Китае. Это мощнейшее полотно, указующее на глубины тектонических национальных сдвигов — «Раскол» Владимира Личутина. Это книга о фактах становления средневековой империи Чингисхана якута Николая Лугинова. Это трагическая книга «Безотцовщина» Виктора Николаева, побывавшего во всех детских колониях, увидевшего бездну горя, но и высветившего путь выпрямления судьбы, наполнения души подростка светом и смыслом. Это вызывающие к жизни, к действию и стойкости в наше не бодряческое время стихи и песни Владимира Кострова, Евгения Семичева, Светланы Сырневой и Глеба Горбовского, Михаила Ножкина, Николая Зиновьева и Виктора Смирнова, Егора Исаева и Магомета Ахметова и других замечательных поэтов России.

Не могу не сказать о великой роли Союза писателей России по соединению литератур, культур, языков народов России в единое духовное и культурное пространство.

Это великая миссия, которую, к сожалению, сегодня в стране не осуществляет ни один государственный орган и, пожалуй, ни одна общественная организация, за исключением, может быть, некоторых направлений в деятельности политической партии «Единой России», Коммунистической и «Справедливой России».

Ведь нет нынче Министерства по делам национальностей, а лучше бы Министерства по делам русского народа и других национальностей страны.

Не имея никаких средств на это, не имея поддержки СМИ, министерств, у нас, в Союзе писателей, ежегодно проводятся десятки полнокровных встреч писателей всех национальностей, у нас предоставляется такой букет ярких, самобытных, красивых, вдохновенных, с любовью к своему народу и простым людям, к нашему общему Отечеству произведений башкир, якутов, кабардинцев, аварцев, удмуртов, бурятов, о которых нигде больше не узнаете, не прочитаете, не услышите. Почти незаметен ныне, потерял позолоту фонтан «Дружбы народов» на Выставке достижений народного хозяйства. Но здесь у нас, в здании на Комсомольском проспекте, он не иссяк, он животворен, он рассыпается всеми цветами радуги.

Приникните к нему, дорогие наши соотечественники, омойте свои души, руководители по-литических сил, перестаньте брюзжать, что в народе растёт напряжённость и отчуждение, поддержите то, что наяву проявляется в писательских встречах на Комсомольском. Об этом, кстати, свидетельствует присутствие на нашей встрече и писателей из других стран (Украины, Китая, Финляндии, Белоруссии, Палестины и др.).

Хотелось сказать об одной важной черте сегодняшнего Союза писателей. После опыта писателей военных поколений, после глубинного проникновения в народную душу выветрился дух Богоборчества и Богоразрушения, касавшийся писателей начала XX века. Отечественный писатель уже не может, как и в XIX веке, золотом веке нашей литературы, не творить на координатах Веры.

Поэтому мы участвуем и являемся соучредителями Всемирного Русского Народного Собора, глава которого святейший Патриарх. Поэтому книги нынешних писателей России проникнуты высотой помыслов, нравственностью, духовностью. Поэтому святейший Патриарх сказал при встрече с писателями, что средостение между писателями и Русской Православной Церковью разрушено, и в этом немала заслуга и Союза писателей, как подчеркнул он.

В нашем Министерстве образования заявляют, что цель школы — сделать ученика успешным. Не нравственным, не образованным, не гуманным, а успешным. А ведь успешным может быть грабитель, человек, пренебрегающий общественным долгом, вообще, безнравственный человек.

Довольно серьёзные силы хотят отстранить писателей от раздумий о смысле жизни, от социальных раздумий, отлучить слово от действительности, от учительства, присущего русской литературе.

В этом смысле обратите внимание на дискуссию, вернее, публичную порку, которую учинил «мультибогач», Пётр Авен писателю Захару Прилепину за его повесть «Санькя», поставившую под сомнение моральность и праведность целого ряда постулатов современной либеральной, властной элиты. В обществе уже мало кто в этом сомневается, и миллионер (или миллиардер?) сам решил развенчивать бродящие в умах народов идеи справедливости, равенства, братства, нестяжательства, патриотизма, духовного служения и, наконец, христианства. Захар ему ответил: «Не собираюсь отказываться от своих убеждений». Нет, жива литература и от своей социальной функции не отказалась.

И ещё важная, может быть, важнейшая задача, которую пытается решать Союз писателей России: «Языком душа с Богом разговаривает» — гласит одна из мудрейших русских пословиц. Научиться приподнимать словом души человеческие — одно из самых высших писательских предназначений. На многих своих пленумах, встречах Союз писателей утверждал мысль о том, что сбережение русского языка, поддержка его, укрепление его позиций — одно из главных условий (!) духовного, культурного, научного, экономического развития России, основа её националь-ной безопасности, единства государства, не агрессивное, гуманистическое средства влияния на мировые процессы.

В 2007 году прошла Всероссийская встреча в Белгороде, в области особого рода, где возводится самое большое количество индивидуальных домов, где добиваются высоких урожаев и надоев, где последние годы вознеслись птицекомплексы и свинокомплексы мирового уровня, где деревья, цветы и чистота — обязательная принадлежность каждого населённого пункта, где пре-мии — холодильники, машины и награды — вручаются не только лучшим семьям, лучшим мамам и папам, но и лучшим дедушкам и бабушкам (мне, например, это нравится и кажется вдохновляющим для нашего возраста).

В этом году именно отсюда прозвучало обращённое ко всем слово: «Возродим ВСЕ храмы России». И ведь возродим! У себя в Белгородской области восстановили 214 храмов. Осталось 10. Так вот, у руководителей области, у духовных отцов, да и у всех жителей хватает сил на сбережение и защиту русского языка. Читательские конференции, смотр сочинений по языку, литературе, ежегодные литературные патриотические чтения «Прохоровское поле», вручение Всероссийских премий этого же названия, объединительная русско-украинская премия «Слобожанщина», решительная и беспощадная борьба со сквернословием, когда штрафы от словесных хулиганов идут в детские дома.

Можно и нужно считать борьбу за родной язык, за нашу общую культуру тоже главным делом, как это считает губернатор области Евгений Степанович Савченко, владыка Белгородский и Старооскольский Иоанн, как считают учителя Яковлевского района, да и всей области, откуда поступает самое большое количество сочинений на Всероссийский детский конкурс сочинений «Гренадёры, вперёд!» А коль о себе заботятся, о своей родной культуре, то уважают культуру и язык соседа. В Союз писателей в Белгороде принимают ребят, которые пишут по-украински, ежегодно вручается русским и украинским поэтам из соседней Харьковщины премия «Слобожанщина», дети из Полтавщины, Сумщины водят вместе с белгородскими ребятишками хороводы на Гайворонском детском фестивале.

К сожалению, мы не можем порадоваться, что так дела обстоят везде в стране. Как сказал один лингвист: «Превращение образования в «рынок образовательных услуг» вызывает содрогание и отвращение». И это чувствуется, ибо мы начали терять поколение, которое не учится по-настоящему русскому языку. Да и как обучиться, если произошла катастрофа, когда под видом сложности расположения в прокрустовом ложе ЕГЭ русской литературы, её вообще лишили государственного представительства и вывели из экзамена, которым определяется наш гражданин-соотечественник. Не говоря уже о русском языке. Государственно образующие предметы не занимают внимание наших образованцев.

Ещё о сквернословии. Чиновники наши благодушно настроены к нему, и активно отбивают все атаки тех, кто борется со сквернословием. Выдающая себя за журналистов, писателей, учёных воинственная группа клакеров, протаскивает сквернословие, мат в эфир, книгу, журнал. Часть учёных, активно отрабатывающих зарубежные гранты, плотиной стали на пути борцов с низостью, пошлостью и цинизмом в книге. Мы просим белгородцев, которые на законодательном уровне не ослаблять усилия в борьбе с этой скверной, с этой заразой, а всем остальным присоединиться в этом к нам..

Мы благодарим наших сотоварищей, которые в Эстонии, Латвии, Молдавии, на Украине, в Казахстане, Америке, Болгарии, Австрии, Германии помогают утверждаться русскому языку, расширяет его сферу. Мы благодарим МИД, министра иностранных дел Лаврова (кстати, хорошего поэта и члена нашего Союза) за то, что в своих документах они заявляют, что «задача сохранения позиций русского языка занимает приоритетное место в работе МИДа».

Кстати, положительное отношение к России сформируется ещё и от того, какой русский язык предлагается этому сообществу. Язык классической русской литературы, живой великорусский, или язык подворотни, эпатажный, который звучит в салонах некоторых литературных рыночных лавочников, выдающих себя за подлинных русских писателей.

Итак: защита русского языка, всех национальных языков — одна из главнейших задач Союза, задача долговременная, требующая высокого профессионализма, квалификации и неустанной работы души.

Хотелось сказать сегодня и об опасностях для нашей литературы — их немало, и литератор преодолевает их самостоятельно, но некоторые из них столь велики, что в одиночку с ними вряд ли можно справиться.

Тот тип поведения и социального движения, которое выбирают люди, состоит в том, что всё большие слои втягиваются в поиск и получение впечатлений, удовольствий, многие из которых на грани животной чувственности, грязи, низости.

Всё больше и больше людей привыкают к этому, соглашаются с низостью, пакостью, цинизмом, потребительским уродством.

Мы должны сказать сегодня, что вся эта «недочеловечность» — порождение бизнеса и рынка, того «дикого рынка», который желает воцариться у нас в стране.

Тревожит не только колоссальное социальное расслоение, что будет, безусловно, причиной социальных потрясений. Но то, что в области нравственности и культуры происходит столь же вопиющее разделение.

Причём следует сказать об опасном согласии многих деятелей культуры с беспутными потребностями, извращением в культуре, отказ от этики.

Они и сами приобщились к «корыту». Согласились с подменой истинной культуры на массовую, потребительскую поп-культуру, которая оказалась поистине уродливой карикатурой на культуру.

Образовался круг людей, обслуживающих эту поп-культуру. Началось выхолащивание, вытеснение национальных культур, лишение их охранительных народных традиций. Бизнес от культуры ринулся эксплуатировать всю низость человеческого бытия и характера.

Поистине великим принципом потребительского либерализма, с гордостью первооткрывателей произносимого у нас в стране в 90-е годы прошлого столетия, стал лозунг: «Можно делать всё, что не запрещено законом».

Они позволили топтать совесть и честь, достоинство и человечность, ибо эти категории не отражены в юридических кодексах. А такого рода потребительское наплевательство породило слой наживающихся на индустрии развлечений, сексобизнесе, развлекательном и бездумном чти-ве.

Таких людей, обслуживающих самые низкие потребности в человеке и наживающихся на этом, справедливо назвали «интеллектуальное шкурьё», т.е. людишки, думающие только о собственной шкуре.

Я назвал самые главные поля, на которых действует Союз писателей России. Конечно, это не нравится некоторым безнравственным, безнациональным, державно безответственным, антинародным персонам, соединение которых являет определённую силу.

Они, нередко пользуясь своим массовым присутствием в СМИ, развязывают кампанию травли, опорочивания Союза, его позиции, его традиции. Это неизбежно, и должно с твёрдостью и стойкостью встречаться нашими друзьями.

Недавно сто писателей, деятелей культуры подписали письмо руководителям страны против рейдерской попытки захвата Дома Союза писателей России на Комсомольском, 13, принадлежащем Союзу с 1970 года — Союзу писателей, который обеспечил десант в Чечню и Якутию, выступления в Тирасполе и на Прохоровском поле, в Архангельске и Орле. Если Вы поддерживаете обращение ста писателей — проголосуйте «за возвращение этого дома в коллективную собственность».

Все собравшиеся поднимают руки в защиту дома Союза писателей России.

«Что же касается недочётов, ошибок, недоделок, то их немало, и их с вашей помощью мы будем исправлять.

Унывать, скулить по поводу того, что нам трудно, никто не помогает, не стоит. Уныние Богу противно. Надо работать творчески, отдавая все силы общему делу. И тут нельзя не вспомнить слова известного русского поэта Игоря Северянина, сказанные им в 1928 году, когда после манерных салонов Петербурга, эмигрантского изгойства он вдруг ощутил необходимость, долг писателя-гражданина, призванного творить стихию Добра.

«…увела//Тебя судьба не без причины//В края неласковой чужбины. Что толку охать и тужить —//Россию нужно заслужить!»

Уверен, Россию нам всем надо заслужить!

Звучат аплодисменты, но их прерывает сообщение:

«Скончался Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II».

В одно мгновение в зале наступает нестерпимая тишина, на глазах у присутствующих появляются слёзы…

«Вечная память. Вечная память», – запевает хор голосов...

И долго творилась молитва, а слёзы все катились и катились по щекам соборян…

...Но после продолжительного перерыва участники Соборной встречи продолжили свою работу.

В. Н. Ганичев напомнил, что последнее послание, которое подписал Святейший Патриарх – это послание Соборной встрече Всемирного Русского Народного Собора. Оно является заветом для писателей и деятелей культуры, для всех наших православных людей, для соборян. «И сейчас, посоветовавшись с владыками, мы решили, что работу, на которую нас Благословил Святейший Патриарх, мы должны продолжить... Хотя, в регламент будут внесены определенные изменения... Поскольку через некоторое время с уйдут наши владыки, мы просим архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна сказать слово, которое мы ждали от него...»

Архиепископ Белгородский и Старооскольский владыка Иоанн:

«Уважаемые соборяне, наверное, не случайно, что столь печальную весть мы встретили соборно. Так было всегда на Руси, когда встречали вместе и вести добрые, и вести печальные. Но все наше средоточие, наше слово во Христе: Для Господа все живы. И очень правильно по христиански было принято решение продолжить работу Соборного совещания, для того чтобы действительно исполнить то, чем жил Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II как человек в последние годы объединяющий всех своим словом и во многом спасающий Россию и все славянские государства от разорения и от разрушения.

Известно, что слово обнажает внутренний мир человека, душу человеческую, говорит о достоинствах ума человека и его личное измерение. Ибо каждый человек создан по образу и подобию Божьему. Слово Божье творит церковный мир, но слово также является обоюдоострым мечом, которое и прерывает жизнь. И от того насколько это слово сильно и действенно и от его внутренней направленности зависит будущность и человека, и в целом государства. Сегодняшнее юбилейное собрание проходит в год 1020 крещения Руси. Фактически крещение Руси и созидание государственности – это тоже было актом слова. Когда язычник князь Владимир, вероломно захвативший власть, который постоянно нарушал слово, вдруг через слово, исходящее от разных посланников разных представителей религий, выбирает Православие. И, заслушав эти посольства, он через слово просвещается и через слово приходит к познанию истины. Познайте истину и она сделает вас свободным – так говорится в Священном писании. И он стал свободен от греха через слово.

И когда слово стало христианским, то в дальнейшем через разрозненность вновь прорвалось слово, которое созидало государство. Как вспоминает в своих работах историк Карташов: «Трудно было определить в разрозненных княжествах, что же является центром у них. Можно ценить по богатству, по дружине, но центром после принятия христианства на Руси стало то место, где был митрополит с титулом Всея Руси. И как только этот титул «Всея Руси», распространявшийся на всю Русь, изменялся, то изменялся основополагающий центр. Например, Владимирский Всея Руси, Московский Всея Руси, и если изменялась централизация государственности, то и центр государства изменялся, и опять-таки это звучало слово. Это не шло через жесткие сечи, которые тоже случалось.

Слово на Руси приобрело особое значение. Трагические события 1917 года уничтожали слово. Потому что лозунги, которые провозглашались, в одночасье превращались в ничто, потому что они стали разменной монетой для политических партий. Люди перестали верить слову государства, люди перестали верить закону. Они в своем безверии обратились в шатания и те безбожные пятилетки, те безбожные времена, когда слово уничтожалось и над ним ставились различные эксперименты. Даже имена людям давали совершенно не удобоносимые: Драздаперма (Да здравствует Первое мая), то есть меняли сущность человеческой личности. Это было уничтожение доверия к слову. И сегодня, когда Союз писателей России поднимает слово через свое творчество, когда новые слова приходят, когда появились новые технологии распространения слов, дай Бог, чтобы вы могли восстановить достоинство слова, а вместе в этим восстановить и достоинство человека. Помогай вам Господь в этом великом пути!

И даже сегодня в трагические минуты, мы словом врачуем свою душу, потому что знаем, что в Господе все живы.

Б.Н. Тарасов, ректору Литературного института им. A.M. Горького в своем выступлении говорил о духовной силе и глубине мысли классического литературного наследия и русской философии, на те их опорные моменты, которые многое объясняют, а нашей жизни.

- Если у вас есть силы, – сказал он, – вы всё можете. Но без Бога таких сил нет.

На что опираются те или иные социальные явления, те или иные культуры?

Философский опыт русских мыслителей и русских писателей, к сожалению, часто остается не в поле нашего сознания.

Все, что происходит в обществе, обусловлено состоянием умов и сердец людей, и в конечном итоге, духовное начало играет первостепенную роль. Восходящее и нисходящее в развитии общества зависит главным образом от сознания, от корневого духа человека. Путь истории зависит не столько от фундаментальных исследований, научных открытий и промышленных революций, сколько от сознания и мотивов поведения людей. В зависимости от высоты цели человек обустраивает ту или иную часть своего существования.

А.Н. Чилингаров, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе:

- Уважаемые участники Собора, очень трудно говорить сегодня, потому что все мы безгранично любили нашего Патриарха. Светлая память о нем навсегда останется в наших сердцах. Разрешите мне сказать несколько слов, выражая свою позицию и позицию партии Единая Россия о теме нашего Собора «Духовная сила слова: основа единства народа» к 50-летию Союза писателей России.

Еще в блокадном ленинградском детстве я понял объединяющую силу слова, которое несли писатели. Помню трагическое и родное приветствие ленинградцам. Слово воспитало в нас патриотическое начало. Наше поколение, воспитанное на великой русской литературе, не боялось идти вперед - вперед покорять новое, неизведанное.

Прошла Великая Отечественная война, потом была Арктика, и всегда слово писателя было важно для нас.

Валерий Ганичев – это мой близкий друг, учитель, наставник. И я могу сказать, что мы всегда были рады друг другу, и я был рад в самых труднодоступных точках видеть рядом с собой писателя. Это и Валентин Распутин, который недавно побывал на дне Байкала. Я думаю, Валентину Распутину оудастся сохранить это замечательное озеро.

Уже четвертый год я принимаю участие в награждении победителей конкурса Союза писателей России «Гренадёры, вперёд!» Это очень интересное, и очень большое дело по воспитанию молодого поколения, которое проводит и сам Валерий Николаевич Ганичев, и весь Союз писателей России.

Я всегда относился и сейчас отношусь с большим уважением к писателям России. Считаю, что они продолжают лучшие традиции нашей отечественной литературы, традиции Пушкина, Тургенева, Толстого, Леонова, Шолохова. И сам Ганичев как писатель очень много делает для патриотического воспитания.

Союз писателей России достойно защищает интересы писателей, что крайне важно в условиях рыночной экономики. Трудностей, осложнений и даже острых конфликтов было не мало, но Союз писателей показал себя с наилучшей стороны: боевая твердость, принципиальность, а подчас и настоящее мужество.

Я желаю творческому Союзу сохранить такой же настрой для твердой и последовательной защиты российских писателей. Думаю, что у Союза писателей России хорошие перспективы.

Начавшееся духовное возрождение России неизбежно повысит востребованность писательского труда, приведет к переоценке общественных ориентиров в сторону духовных, нравственных ценностей. Этому учил нас и Алексий II. Я думаю, что в этой очень важной и ответственной работе вы, писатели, найдёте внимание и поддержку партии «Единая Россия».

П.А. Пожигайло, председатель Попечительского совета ВООПиК в своей речи говорил о проблеме сохранения духовности народа. «Мытарства, которые проходит страна и весь мир, не случайны, и,возможно, Господь забрал у нас Патриарха потому, что мы его сейчас не достойны. Может быть, мы мало делаем, чтобы очистить нашу страну от той скверны, которая есть вокруг.

Тема, которая сегодня заявлена, крайне важна. И мы с вами это понимаем. И, наверное, когда вериги денежные с нас спадут, то вера нам поможет. Спаситель говорил: «Что вы заботитесь о дне завтрашнем». У нас величайшая драгоценность – наша вера, наше слово, наше литературное богатство. То, что составляет культуру России, – это наш русский язык, наша культура, наша литература.

На сегодня одна из задач нашей организации – сохранение книжного наследия. Мы хотим внести на рассмотрение закон о книжном памятнике. Такое понятие сегодня крайне актуально. Это только говорят, что рукописи не горят. На самом деле они горят и уничтожаются, и мы теряем свое книжное наследие. Крайне необходимо срочно найди средства на то, чтобы описать книжные памятники, чтобы знать, где эти книги находятся, как они сохраняются. Сейчас мы будем заниматься этой работой – закреплять в законе охрану памятников книжной культуры.

Мы говорим: Пушкин – это наше все. Однако в стране нет даже каталога сохранившихся прижизненных изданий, тких, как роман «Евгений Онегин». Нам даже неизвестно, сколько экземпляров осталось в России первой русской книги Ивана Федорова «Апостол». Где-то затерялись, а может быть, и совсем исчезли книги библиотеки И. И. Шувалова. Часть хранится в библиотеке МГУ, а где остальное – вообще неведомо.

Наше книжное наследие, как пирог, разрезано и поделено по ведомственному принципу: одни библиотеки принадлежат Министерству культуры, другие – проходят по ведомству образования, а есть вообще экзотические хранения, как, например, Росрыболовство. Как известно, у семи нянек дитя без глаза. Учет книг ведется в основном за счет энтузиазма библиотекарей и научных работников. Создаются каталоги, например, в Российской библиотеке, Национальной библиотеке, однако без регистрационного номера никакой каталог не имеет юридической силы. Сохранение книг на совести людей, которые за свою работу получают нищенскую зарплату. Государство не имеет к этому никакого отношения.

В нашей стране нет должного отношения к тем людям, которые сохраняют книжное слово, как важную часть культурного национального достояния. Вся их жизнь посвящена служению книге.

При многочисленных фондах находятся средства на премии для людей разных профессий, но не для тех, чей вклад в сохранение российской культуры трудно переоценить – хранителей литературного наследия России.

П.А.Пожигайло привел примеры мужества людей в сохранении книжного наследия в годы Великой Отечественной войны, говорил о значении русского языка - от Кирилла и Мефодия, летописца Нестора, от Пушкина и Толстого.

- Сегодня, - подчеркнул он, - мы должны уделять внимание не только памятникам архитектуры, но и памятникам культурного наследия, связанным с духовностью, связанным с книгами. Даже Центральный архив в Москве на сегодня в ужасающем состоянии. Есть угроза потери книг датированных 15-16 вв.

Дело первостепенной важности – это внесение в законодательство соответствующих изменений. Системной работы по сохранению книжных памятников со стороны государства на сегодня нет. Необходимо единое информационное пространство для более эффективной работы в этом направлении.

Дело по сохранению книг, должно стать частью идеологии государства.

В период кризиса особенно важно подумать о поддержке людей, занимающихся сохранением книжного наследия. Союз писателей России должен помочь найти самых активных людей, работающих в области сохранения книжных памятников, а мы со своей стороны обещаем ввести номинацию для их награждения.

В.Н. Ганичев в свою чередь напомнил, что именно писатели стояли у истоков создания общества охраны памятников истории и культуры, и что Союз писателей России обязательно укрепит связи с этой организацией, в том числе и в направлении прозвучавших предложений.

Так, уже учреждена премия Александра Невского, где помимо номинации «Художественная литература» будут рассматриваться музейные экспозиции, выставки, посвященные тем или иным историческим событиям.

Станислав Куняев, председатель Международного Литературного Фонда, главный редактор журнала «Наш современник»:

- В дни уже наступившего глобального финансового кризиса мы увидели - вот оно уродливое дитя современной глобализации. Но я хочу сказать, что не все и в мировой культуре так безнадежно. Есть в ней остров прочного и устойчивого развития. Остров этот – современная поэзия России. Об этом следует сказать особо. Ведь не все виды и жанры культуры за последнее 20-летие спасли свою честь. Сколько, вспомним, фальшивых ролей сыграли многие знаменитые актеры в нынешнем сериальном мыле, сколько на подмостках некогда знаменитых театров поставлено пошлых антреприз, пьес-пустышек. Какая тут школа Станиславского и Немировича-Данченко! Это, скорее всего, школа сладкой парочки - Андрея Данилко и Бориса Моисеева. Сколько убогих песен-однодневок сочинили наши композиторы и их исполнили, может быть, небесталанные исполнители на разных конкурсах вплоть до Евровидения – песенок, переведенных с русского косноязычия на косноязычие английское. Похожих на одноразовую посуду, которую уже не отмоешь: прозвучало – и тут же надо выбросить на помойку.

А сколько глумливых карикатурных произведений культуры выросло на российских улицах и площадях: памятники Чижику-пыжику, памятники Примусу, памятники людским порокам. Дошли руки скульпторов и до великих наших имен. Памятник Чехову в Томске, который я недавно видел, похож на гадкого утенка в пенсне. А уродливый памятник Петру Первому в Питере? А вот Иосиф Мандельштам, памятник которого недавно показали. Это не образ трагического поэта. Это похоже на какого-то местечкового дауна. Грешная мысль возникает: уж не антисемит ли его делал?

А вот известные русские поэты устояли. Множество стихотворений я прочитал за 20 лет своего служения в «Нашем современнике». И твердо могу сказать: помню стихи и глубокого отчаяние, и священного гнева, и угрюмой замкнутости, и поиска веры и добра, но не было у нашего поколения стихов лакейских, обслуживающих растленное рыночное время.

Недавно на передаче Соловьева «К барьеру» я видел схватку Захара Прилепина с неизвестным мне ранее литератором-бизнесменом. Несмотря на то, что он был разбит наголову, однако всё твердил как попугай: да все эти писатели - совки. Они же неудачники! Что они, неприспособленные к жизни, оставят своим детям? Ржавую жестяную кружку?

Ну что ж, и Сергей Есенин, не приспособившийся к НЭПовскому рынку, с этой точки зрения был неудачник. Иосиф Мандельштам, живший в «роскошной бедности и могучей нищете» – как он сам писал, тоже был таким же неудачником. Такой же материально нищей жизнью жили Цветаева и Ахматова. Да и если вспомнить Пушкина, то и он не оставил своей громадной семье ничего кроме долгов. Но, в конце концов, и Христос со своими учениками-апостолами в жизни был нищим бессребреником, презирающим неправедные богатства. И ответить этому бизнесмену можно так: куда достойней оставить своим детям в наследство жестяную кружку, чем презрение и ненависть десятков миллионов обворованного русского простонародья. Да, не все у нас справедливо. И потери, которые мы понесли в последние десятилетия, невосполнимы. Нет сегодня с нами Юрия Кузнецова, Ростислава Филиппова, Михаила Вишнякова и других. Многих из них мы при жизни не оценили в полной мере, но не будем опускать руки. Им на смену пришло новое поколение. Я могу назвать 15-20 имен, которыми можно гордиться. Это очень много даже для России. А сколько у нас еще не оцененных поэтов по всей стране! Мы не раз в последние годы публиковали поэтов, живущих в Коми. Это истинное творчество, честность, непримиримая гражданственность. Открытием для меня и для журнала были поэты, живущие на Томской земле. Волею судеб впервые я попал в город Томск год тому назад. Познакомился с ними и еще раз увидел, как же мы богаты.

Русская поэзия до сих пор способна подниматься до удивительных высот. Виктор Федорович Боков, несмотря на свои 94 года, пишет прекрасные стихи полные веры в жизнь, любви к родине. И в сентябрьском номере мы опубликовали его подборку.

И если на одну чашу весов положить одно стихотворение Бокова, а на другую бросить всю стряпню нынешних сериалов, то я, думаю, одно его стихотворение перевесит все эти поделки.

Несколько лет подряд «Наш современник» публикует подборки молодых поэтов. Мы всегда вместе с Союзом писателей России и всегда готовы его поддержать.

Борис Олейник, Председатель правления Украинского фонда культуры:

- Если бы мы вышли из унитарной модели, не порывая духовные связи, то давно получили бы реальную, а не виртуальную независимость. Плох как русский, так и украинский национализм, и надо дружить без «посредников», которые столетиями сталкивали лбами славянские народы. Вспомним Сербию, которую мы по сути сдали. И не пора ли, в конце концов, проверить полномочия тех, кто выступает от имени русского и украинского народа. Запад спокойно смотрит на единство мусульман, но даже малейший намек на славянскую солидарность вызывает озлобленность. Славяне никогда не страдали комплексом богоизбранничества, почитая все народы как равные.

Да послужит это многонациональное собрание добрым сигналом к возрождению духовных связей.

Ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, писатель В.В. Карпов был встречен аплодисментами зала. С трудом поднявшись и опираясь на палочку, он выступал не с трибуны. Он говорил о роли литературы в минувшей войне, вспомнил о лозунгах времен войны, о том, как перед боем проводились комсомольские и партийные собрания, хотя реальность боя была иная – там не до лозунгов было. Ведь очень не легко вот так встать и пойти в атаку.

В бой людей поднимал наш несломленный русский дух, всем известное русское «Надо»! В тяжелые времена помогала та духовная прочность, которая воспитывается патриотизмом. Конечно, все начинается со школы и семьи. «А вот государственный патриотизм, - подчеркнул Карпов, - воспитывает литература: Шолохов, Твардовский и другие. В их произведениях был тот положительный пример, который давал основу для патриотического воспитания. Наши писатели очень потрудились, чтобы создать такой русский дух. И слава нашим писателям, которые отмечают сегодня юбилей и которые дошли до этого юбилея!»

И.Ш. Машбаш, председатель Союза писателей республики Адыгея, старейший писатель, принимавший участие в создании Союза писателей России напомнил, что в годы Великой Отечественной Войны за нашу Родину сражались все многочисленные народы Отчизны, в том числе и адыгейцы.

Однако, свое выступление он посвятил роли русского языка, который стал родным всем народам России, роли созданный в 1958 году Союз писателей России, который «стал объединяющим началом для литераторов всех республик, для совместной жизни и творчества писателей и поэтов всех национальностей России».

«Мы благодарны русскому языку, на который переводят наши произведения, и я тоже стал переводить классику русской литературы на адыгейский. А поездки за рубеж, в том числе в Китай, показали, что русский язык, русскую поэзию и литературу хорошо знают и там».

В заключении И.Ш. Машбаш отметил, что, соединившиеся несколько сот лет назад адыги и русские стали братьями и живут одной семьей. Кавказ был и остается с Россией. «Да здравствует русское слово, да здравствует Россия и в ней дружба народов!»

Н.Б. Жукова, член Бюро Президиума ВРНС, председатель клуба «Реалисты» отметила в своей речи, что Всемирный Русский Народный Собор с момента создания идет рука об руку с Союзом писателей России, что с писателями пятнадцать лет делятся и радости, и трудности. И в годы экономической разрухи писатели не снизили свою творческую планку.

«Надо признать, - сказала она, - что с развалом СССР русский язык сужает свои границы. Сейчас в странах бывшего Союза он агрессивно вытесняется. Но и в России, по результатам переписи, почти 3 миллиона человек не знают русского языка. А 4 миллиона детей школьного возраста вообще не ходят в школу. В республиках России чаще начинают пользоваться языком титульной нации, а русский язык – общенациональный, государственный для них утрачивает свое значение языка всей России.

Нужен закон о статусе русского языка».

На Соборной встрече состоялась церемония вручения Большой литературной премии России.

«Это высокая награда, - сказал В.Н. Ганичев, - которую компания «Алросса» и Союз писателей России учредили несколько лет назад. Мы высоко оцениваем этот важный в нашей культурной жизни шаг со стороны государственной компании. И сегодня мы вручаем эти премии вместе с заместителем Президента компании Петром Михайловичем Глаголевым».

После награждения лауреатов Большой литературной премии слово было предоставлено Владимиру Николаевичу Крупину:

- Братья и сестры, меня потрясло страшное известие, оно поразило всех нас...

Я благодарен Алексию II за внимание к нашей работе, в том числе к книге, которую мы делали вместе с Анатолием Заболоцким о Святой горе Афон...

Святейший Патриарх всегда говорил, что чем тяжелее крест возлагается на человека, тем человек должен чувствовать себя радостней. Потому что Господь не по силам креста не дает. И это должно нас утешать. День земной кончины – это день рождения в жизни вечной. Это мы очень хорошо будем видеть на примере Святейшего Патриарха.

Братья и сестры, обращение «братья и сестры» кажется теперь привычным, как будто так всегда и было. Как будто не взрывали храма Христа Спасителя, Иверскую часовню при входе на Красную площадь. Как будто и не было ХХ века. Россия в очередной раз всплывает из тех кровавых и огненных пучин, в которые была ввержена, и показывает миру свою нетленность. Сразу скажем – ввержена она была в пучину по своей воле. Как? Хотели жить по европейски – пожалуйста. Приходит Наполеон и превращает Успенский собор Кремля в конюшню. Захотели равенства, поверили, что это возможно – пожалуйста. Вот вам революция. Захотели рынка. Вот вам демократия.

Есть такая русская пословица: «Чем заболел, тем и лечись». Господь дал нам свободу воли. Но как мы этим пользуемся. И французы, и большевики, и либералы – все это бич Божий для нашего поумнения. Всё то, от чего мы страдаем, дано нам заслуженно, а главное, показывает любовь Божью к нам.

Россию Господь любит. Иначе не даровал бы именно ей такое великое богатство, как русская культура. Представьте мир без русского слова. Без русской живописи мир ослепнет, без русской музыки мир оглохнет. Но враги Росси из уроков ХХ века не только ничего не поняли, но еще больше сатанеют и все еще надеются, что подчинят себе Россию. Все системы после свержения Богом установленной власти были для России как корове седло».

Говоря о значении слова, В.Н. Крупин отметил, что именно словом устным и письменным происходили обращения, тревожащие душу. Доверчивость – это очень хорошее качество. Именно этой доверчивостью русские всегда отличались, но слова, которые звучат из уст политиков и льются с телеэкранов, они вроде русские, но действие их разное. Почему? Ответ один – бездуховность. Ну, кто поверит тем политикам, которые против преподавания русского языка в русских школах? Или писателям, которые взявшись переустраивать Россию, вместо этого только разрушали ее. Слово – соединяет сердце писателя с сердцем читателя. Не любишь Россию – не пиши. И долдонь сколько угодно. Все улетит на ветер. Это не слова, а высохшие их оболочки. Говоришь, что пишешь правду, но правда без любви – это жестокость. Язык без костей: мели Емеля - твоя неделя.

Язык русского писателя – это не язык политиков, язык дипломатов, это свидетельство о времени, которое судьбой дано писателям правдиво описать. Русская литература заняла и уже всегда будет занимать ведущее место в мире. Для православной страны понятие России особенное. У нас есть одна история: приближаться к Христу или удаляться от него.

Эта духовность – святость. Духовное спасение Души. Дух – это ипостась святой троицы, то есть это Господь. Для творческого человека слово «одухотворенность» означает не просто состояние души, а то, когда цель работы - сыскание Духа Святаго. Поиск духовности вне Христа обречены. Вспомним многих, закончивших свои дни схождением с ума. А сколько писателей и поэтов покончило с собой или просто спилось. Это есть следствие обезбоженности.

Сейчас пишущая не от руки молодежь часто лишена одухотворенности слова. А ведь это идет с детства: от бабушек и матерей, от первых слёз, от первой любви. Есть выражение, которое стало шаблоном: красота спасет мир. И это уже и лозунг на конкурсах всяких «мисс», где их измеряют как лошадей для продажи. И пусть эти красотки красивы, но что-то их голая красота никого не спасает, а только развращает. Россию спасет святость. Святость – главное слово, хранящее Россию. Русская литература спасала тем, что жила совестью народа, а совесть – это глас Божий. Русские писатели вышли из народа, но не ушли от него. Вместе с ним печалились, радовались, берегли и помогали восстанавливать русские святыни.

Владимир Николаевич Крупин завершает свое выступление словами: «Основа обращения «братья и сестры» означает не просто братство, а братство во Христе. Радостно знать, что Россия бессмертна, что мы дети Божьи, что время в последние полстолетия было русским в мировой культуре и будет таковым и в новом тысячелетии.

Н.П. Бурляев, народный артист России, председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, президент Международного кинофорума «Золотой витязь»:

- Дорогие братья и сестры. Сначала было слово, и слово было Бога и слово было Бог. В нем была жизнь. Возможно ли большее свидетельство значения слова для самого существования человека. Русский писатель Бунин писал: «Надо беречь этот бессмертный дар – слово. Так как же мы бережем Богом нам данное слово, это высшее судьбоносное достояние нашего народа?

Нужно сказать, что русская литература и сами литераторы в ХХI веке потеряли свое духовное лидерство в обществе. Лидерами стали средства массовой коммуникации: телевидение, радио и другие СМИ. Как же обращаются со словом новые «лидеры»? Берегут ли они русское слово, русскую речь? Если анализировать российский радио и видео эфир, безбрежный океан Интернета, вывод однозначный – и не думают беречь! Напротив, извращают, загрязняют, коверкают, деформируют, насилуют и предают повсеместно. И не мудрено, если один из главных чиновников от культуры, призванный сберегать русскую культуру, а значит, и русское слово, провозгласил в эфире, творя «культурную революцию»: без мата нет русского языка. Что это? Недомыслие чиновника, цинизм кочевника, диверсия? А что взять с простых словоблудов воюющих с русским словом на всех фронтах СМИ. Ведь маленькому ничтожному человечку, богатеющему пером, хочется вписаться в новый порядок, дабы не отстать, выглядеть своим среди своих, получить вожделенные 30 сребреников.

Нужно признаться, что «крышует» этих хунвейбинов новой культурной революции само государство, в течение двух десятилетий занимающееся государственным попустительством, таким образом, способствуя уничтожению русской культуры, русского слова. А еще надо сказать, что программа «Мутации русского духа» откровенно провозглашенная в эфире радио Свобода 20 лет назад успешно претворяется в жизнь. Поколение духовных мутантов в России уже появилось. Для них мир грязных слов вполне привычен. Он был в нем воспитан. «Месть, Поджигатели, Бабник, Псы, Шакалы, Живодеры, Метастазы, Кома, Палач, Бес, Сатана» и прочая – это все названия фильмов последних десятилетий. А включишь порой радио: там трясутся шустрые ведущие с признаками недержания речи и агрессивная попса, коверкающая каждое русское слово. Впрочем, в российском радио эфире русское слово отступает. Уступает дорогу иноземному. А Интернет? А искушающая реклама на улицах: «фитнесы, супермаркеты, макдоналдсы». В газетах сплошные «секьюрити, ипотеки, олигархи…»

Н.П. Бурляев говорил также о низком культурном уровне многочисленных телешоу. Вывод – «круговая порука всеобщей деградации!»

В завершении своей эмоциональной речи он сказал: «Как же не мутировать новому поколению, живущему в этом кошмарном мире чужеродных, холодных, бездуховных слов?

Нужно признать пагубность культурной революции, совершаемой с начала «Перестройки», покаяться перед народом и на государственном уровне перейти к новой культурной политике через создание системы соответствующих законов, основанной на традиционном нравственном фундаменте русской культуры, русского слова. Сделав это, наше общество вновь обретет духовную силу слова, а значит, и единство народа с Богом».

В.Н. Николаев, писатель, лауреат Большой литературной премии поделился своими впечатлениями после посещения тюрем и детских домов, отметил, что причина многих бед в том, что в СМИ и на телевидении происходит романтизация преступности, и это сказывается на духовном состоянии подрастающего поколения. «А если читатели и зрители, сидящие в тюрьмах, не смотрят фильмы об уголовниках и книги такие не читают, то на кого же рассчитано все это? На тех, кого еще не успели растлить?»

В.Н. Николаев рассказал, как однажды в одной колонии произошла литургия, потом крещение. «И к священнику подходит молодой заключенный и спрашивает: батюшка, а что такое чудо? И вот как ответил священник: чудо – это то, что ты сегодня принял святое крещение и попросил прощение у отца с матерью».

В заключении В.Н. Николаев пожелал всем собравшимся на Соборе чуда смирения, терпимости и созидания.

Йохан Бэкман, профессор Хельсинского университета (Финляндия) в своем выступлении напомнил, что в истории России и Финляндии были разные периоды. Сама Финляндия, ее государственность зародилась в рамках Российской империи. И было время, когда русская литература использовалась властями Финляндии в качестве источника русофобской пропаганды. Но, несмотря ни на что, русская литература близка финскому народу, важна для финской души. Он отметил, что во многих финских театрах идут русские пьесы. В то время, когда на Западе видна негативная тенденция по отношению к России, когда в некоторых странах уничтожаются памятники истории, могилы, в Финляндии русские и советские памятники находятся под охраной и заботой. Культура России была и остается близкой финнам. А в России есть много примеров написания книг на финском языке.

«Взаимосвязь русской и финской культур обогащает наши народы, – отметил выступающий. Так же он подчеркнул, «что все мы живем в сложное время. Русофобия в мире растет. Россия и русские становятся объектом ежедневных нападок. Все чаще силы зла нападают и на православную церковь, и на ее священников.

Русская литература – доказательство непобедимости жизни, она является не только достижением русской культуры, но и достоянием всего человечества!»

Ю.А.Беляев, президент Академии российской словесности, лауреату Всероссийской литературной премии имени Н. Карамзина «Отечествоведение»:

- Пусть не оскудеет лицо человеческое с уходом человека, по благословению которого проходит эта встреча.

Его Святейшество высоко оценивал роль Союза писателей России в духовной жизни страны. И если человечество в своем стремлении совершенствоваться разработало три критерия: талант, профессионализм и нравственность, то Союз писателей России – это союз единомышленников, который подобен отряду витязей, стремящихся эти три качества в себе сохранить.

Невозможно чувствовать себя русским человеком, говоря на какой-то смеси английского языка с французским и с примесью уголовной лексики. Сейчас не только экономический кризис, но языковый дефолт. Союзу писателей России придется быть не просто творческой организацией, но и организацией отстаивающей духовность и святость земли русской.

Валерий Николаевич Ганичев высоко оценил работу Академии и предложил искать новых достойных членов Академии российской словесности.

Джен Тиу, профессор Шанхайского университета (КНР) обратился к присутствующим от имени Ассоциации исследователей русской литературы КНР и всех китайских любителей русской литературы. Он поздравил Союз писателей России со знаменательным юбилеем. «50 лет, - сказал он, - для писательской организации - особая дата. 50 лет – это веха не только в истории самой организации, но и в истории всего российского общества. Теперь Союз писателей России сможет по-новому увидеть свое предназначение. Русская литература - великая литература, созданная великим народом на великом языке, которая соединяет в себе настоящий гуманизм и высокое духовное стремление.

Истинная русская литература никогда не отказывается брать на себя ответственность за духовный рост и нравственность своего народа.

Джен Тиу рассказал, что уже сто лет как русская литература пришла в Китай и была столь высоко оценена китайским народом, что порой ее даже не воспринимают как иностранную. Свыше 100 вузов Китая готовят специалистов по русскому языку и литературе, проводят олимпиады по русскому языку и получают большую поддержку от государства.

Далее Джен Тиу подчеркнул, что «непосредственное общение с Ганичевым и другими членам Союза писателей России привели его к убеждению, что Китай и Россия должны жить в дружбе и через культуру строить мост не только в литературных, но и в человеческих отношениях».

Намеченный на окончание встречи концерст с участием писателей и артистов по случаю кончины Святейшего Патриарха был отменен. И после принятия резолюции «К 50-летию Союза писателей России» и других документов Соборная встреча Всемирного Русского Народного Собора на тему «Духовная сила слова: основа единства народа» была завершена.

Леонид Кутырёв-Трапезников, пресс-служба Союза писателей России

Вернуться на главную